Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы —
парковый комплекс Усадьба Богословка осенью 2009 года

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы — уникальный памятник церковной архитектуры древнерусского деревянного зодчества XVIII века, основана в 1708 году, утрачена (сгорела) в 1963 году. Воссоздана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке экс-президента РФ В.В. Путина. По согласованию с Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ комплекс Покровской церкви размещён на территории Паркового комплекса «Усадьба «Богословка» в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА БАЗЕ РУССКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПАРКА «БОГОСЛОВКА»


Цели проекта:
· удовлетворение потребностей граждан в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии;
· средствами воссоздаваемых архитектурных объектов русского деревянного зодчества создание у посетителей парка целостного представления об исчезнувшей архитектурно-градостроительной среде и традиционной культуре народов, населявших в XVI - начале XX веках северо-запад России;
· создание принципиально нового культурного и духовно­просветительского образования паркового типа для изучения и популяризации этноса этих народов, основ традиционной русской культуры, ремесел, промыслов и православия как основы домостроя и культурного развития российских народов


Из доклада Его Императорскому Величеству, Императору Всероссийскому Александру II Русского и Славянского отделения археологии Императорского Археологического общества (1870г.). Составил член — корреспондент А.Т.Жуковский: «…Вытегорская Покровская церковь в Вытегорском погосте по наружному своему виду и по времени построения есть замечательный христианский памятник Петровской старины во Вытегорском граде.»


…Народное предание говорит, что она построена в 1708 году по рисунку Петра I. Об этом рассказывает следующее: «в царствование Петра I в Вытегорском погосте в деревне Крюковой жил один очень богатый крестьянин Плотников, у которого был один только сын грамотей. В проезд Петра I в Архангельск в 1693 или 1694 году, когда он рассматривая здешнюю местность в виде присоединения Волги с Балтийским морем, сын богатого Плотникова подпал опале Государя и был по его повелению казнен за то, будто бы, что, когда приезжал сюда сержант Петра для заготовки лошадей, он читал какой-то указ Государя или может быть приказ о заготовке подвод, в голосе ругал царя, чем оказал неуважение к особе Государя и сверх того, сильно нагрубил сержанту. Сержант все это передал Государю и еще в преувеличенном виде.

Петр I выслушав сержанта, и будучи не в духе, тот час же дал приказ казнить виновного. Старик Плотников, услышав такой строгий приговор, пал в ноги Государю и умолял о пощаде сына, предлагаю ему все свое огромное богатство. Но Петр остался не преклонен и сын был тут же казнен. Убитый горем, и не зная кому оставить свое богатство Плотников еще до выезда Государя вздумал построить в память казненного сына над его могилой богатую церковь и обратился с просьбой разрешить произвести выполнение задуманную им мысль. Петр на этот раз внял просьбе, и сам тут же начертал рисунок, по которому впоследствии и воздвигнута эта церковь, в которой церкви он в 1711 году служил молебен.

Петр на этот раз останавливался в доме местного священника, который в память этого посещения написал калеографическую икону Знамение множество мира. На этой иконе между прочим изображены по правую сторону Богоматерь Св. ап. Петра - тезоименитый Петру, и по левую сторону Св. Алексий - божий человек - тезоименитый Цесаревичу Алексею. В средине иконы двуглавый орел - герб Российской Империи, с распростертыми крыльями скипетром и державою. В середине орла изображены Божья матерь со Спасителем. Внизу иконы изображены крепости Азовская и …кизы-Керепень с калеографическими подписями, и на самом низу - надпись: «писалъ сей образъ Попъ Климентъ Макарьевъ» (грамматический перевод, 2003г.).

Покровская церковь утрачена (сгорела) в 1963 году.

Церковь представляет собой обширный восьмерик, к которому с севера, юга, востока и запада примыкают прирубы. Восточный прируб (главный алтарь) - пятистенный, так же как и придельные алтари, пристроенные с востока к северному и южному прирубу. Каждый прируб покрыт двумя возвышающимися одна над другой бочками, а основной восьмерик - восемью бочками, главы которых завершают собой грани восьмерика, а коньки упираются во второй, меньший восьмерик, и ставленый наверху. С запада к церкви примыкает шатровое крыльцо. Церковь имеет форму креста. Длина ее 15 саж., ширина - 14 саж., вышина - 9 саж. На ней 25 глав, окон - 21, они небольшие, расположены в 2 ряда. Дверей для входа - 5. Алтарь отделен глухой стеной. Приделов два: Иоанна Богослова и Георгиевский. Половицы в полу широкие.

Иконостас в 4 яруса, в тяблах. Клиросы старые, с устройством впереди столов. Церковь не отапливается. Храмовая чтимая икона помещается в особом иконостасе, сооруженном в 1803 году. В память посещения Императором Петром Великим церкви в 1711 г. написана в 1729 г. икона с Двуглавым Орлом посередине. Имеется еще икона на взятие Азова. Сохраняются оловянные священные сосуды, Евангелия 1688 г., резное изображение Святого Нила Столбенского. В Покровской церкви Вытегорского погоста потолок устроен небом, т.е. имеет повышение к середине, к круглому медальону, на который опираются балки, расходящиеся от него подобно лучам солнца. Размеры и орнаментика этих балок подобны размерам и орнаментике тябл иконостаса, что способствует большей цельности интерьера церкви.

Задачи проекта:
· реставрация и воссоздание архитектурных объектов недвижимости Ансамбля усадьбы Зиновьевых для создания на его базе церковного социального дома для престарелых людей, учебного заведения для воспитания детей и подростков, учебно-методического центра социальных работников и сестер милосердия;
· создание на территории Паркового комплекса "Усадьба "Богословка" этнографического парка и организация на его базе учебных коллективов внеклассного образования для прикладного обучения детей и подростков национальным ремеслам, художественным промыслам, фольклору и изучения традиционного этноса;
· создание на базе деревянной Каргопольской крепости полноценного культурно­выставочного центра с возможностью организации театрально-концертной деятельности и проведения массовых праздников.

Воскресная школа.
Воскресная школа создается на базе действующего православного прихода Покровского собора.
Основная задача воскресной школы:
· прежде всего, дать понимание живой веры, что Бог рядом, Он постоянно печется о человеке. Он наша защита и опора. Что весь сонм святых - это та стена, которая укроет нас от невзгод и печалей. Понимание живой веры весьма важно. Главное концептуальное положение, на которое мы хотим ориентироваться в своей деятельности, таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного "православного клуба".

Музей Покровской церкви.
Родники, истоки… - цель и символ музея Покровской церкви.
История строительства Покровской церкви, ее чудотворное возрождение из пепла и генеалогия развития храмового деревянного строительства в России, особенности этноса, культуры и территориально-климатического влияния на архитектуру культовых зданий, убранство и утварь храмов, не только как атрибуты богослужения, но и как предметы художественно­прикладного искусства, литургика, иконоведение и символы православного богослужения - вот те вопросы, о которых будет рассказано в экспозиции музея Покровской церкви. Целостный подход к рассмотрению древнерусского деревянного зодчества как к явлению, образно отражающему историю русской жизни и его главной составляющей - христианской веры, в том числе и историю Русской Церкви через ее самобытную деревянную архитектуру, должны привлечь к музею не только интерес обывателя, но и научные круги специалистов, желающих "воскрешения былого добра жизни".

Русский этнографический парк "Богословка".
В настоящее время, когда народная деревянная архитектура, как и в более широком смысле традиционная культура, по преимуществу крестьянская находится на грани полного исчезновения, возрастает необходимость сохранить память о том, что уже исчезло, иными словами, если не удается сберечь само культурное наследие, то сохранить по крайней память о нем. Строящийся Этнопарк призван противопоставить себя чисто развлекательного характера комплексам, соединив музейно­познавательные задачи с рекреационными целями, создать благоприятные условия для активного приобщения посетителей к народной культуре, для проведения мероприятий массового характера, призванных возрождать традиции русских народных празднеств.

Комплекс церковного социального дома.
Русская Православная церковь последовательно выполняет миссию по восстановлению духовных, материальных и исторических ценностей российского народа. Одним из направлений деятельности Церкви в рамках указанной миссии является создание благотворительных учреждений, которые могут быть обеспечены за счет компенсационной оплаты проживающими (или различного рода фондами) или за счет бюджетного содержания его учредителем. При этом организаторам таких проектов, приходится в очередной раз преодолевать путь, по которому Россия шла до 1917 года, и который был прерван в советский период. Именно тогда, в царской России широкое распространение получило строительство сиротских домов и богаделен при православных храмах и монастырях. Целью создания Социального комплекса (Комплекс) является гармоничное сосуществование на одной территории Православного прихода культового заведения, учебно-воспитательных учреждений для детей и юношества и объектов геронтологического социально­медицинского и реабилитационного профиля, создаваемых на территории садово-паркового комплекса "Усадьба Зиновьевых", в его реставрируемых и вновь строящихся зданиях. Основная цель православного училища (гимназии) - получение юношами полноценного среднего образования, основ религиозного образования и воспитание их на основе духовно­нравственных традиций Православия.

Православный научно-просветительский центр.
Основной целью научно-просветительского центра является:
· научные теоретическое обоснование и практическое обеспечение развития всех духовно­просветительских, учебных и культорологических направлений деятельности Духовнопросветительского и культурного центра "Покровский";
· координация всей научно-исследовательской деятельности, проводимой в различных подразделениях (организациях) Культурного центра "Покровский".

Культурно-просветительский центр "Покровский".
Трудно представить себе сознание действительно культурного человека и содержательное культурологическое исследование какого-либо вопроса, которые бы были начисто лишены причастности к определенным религиозным традициям. В России, при всей плачевности социально­политической ситуации, христианская традиция не только не побеждена революцией 1917 года, но именно благодаря революциям реанимирована и укреплена. Не разрушив Русской Православной Церкви, не сломав русский менталитет, они так и остались в нашей исторической памяти какой­то чуждой русской душе иррациональной стихией, подобной природному урагану. И потому идолы современного, постхристианского мира, впервые социально утвержденные Великой французской революцией, в России лишены культурной и общественно­нравственной легитимности. Буржуазные и либерально-индивидуалистические ценности в среде народа и интеллигенции у нас поныне вызывают стыд, неприятие или, по крайней мере, сомнение. Православная культура - есть область творческого воплощения непреходящих ценностей христианской традиции в формах современного культурного самосознания и существования, область актуализации христианского духа в жизни исторически и национально конкретного общества.


Адрес сайта этого замечательного проекта: http://www.bogoslovka.ru/

Хостинг от uCoz