Антониев Дымский мужской монастырь

 



Недалеко от города Тихвина, на большом холме вблизи Дымковского озера, стоит один из древнейших монастырей северо-западной русской земли и древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии - Антониево-Дымский Свято-Троиикий мужской монастырь. Основал монастырь Преподобный Антоний Дымский в начале XIII столетия. Правда, официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение. Родился Антоний в начале XIII века в Новгороде в благочестивой семье. Рано почувствовав влечение к иноческой жизни, он пришел в Хутынский монастырь и упросил настоятеля Варлаама принять его в число своих учеников. Через некоторое время получил монашеский постриг. Братия монастыря очень любила Антония за смиренный характер и доброту и на общем совете было решено послать его в Константинополь. Тогда же он посетил Святую Землю и вернулся в свою обитель через пять лет. После смерти Преподобного Варлаама братия решила выбрать отца Антония настоятелем, но он отказался в силу своего смирения. Ища пустынного уединения, преподобный ушел на берега Дымского озера, поставил на холме келью, а на озере обрел большой камень-валун, едва выглядывающий из воды. Преподобный Антоний приплывал нему на лодке и стоя на нем подолгу молился.

 


В каждодневной молитве провел он немало лет, пока молва о подвижнической жизни одного из первых северных отшельников не привела к нему людей, жаждавших разделить его подвиги. Так молитвенный камень Преподобного Антония Дымского положил начало и самому монастырю. Преподобный Антоний молился в глухом, необжитом тихвинском крае более чем за полтора века до явления здесь Тихвинской иконы Божией Матери. Своим подвигом он призвал на берега реки Тихвинки благословение и благоволение Царицы Небесной, вымолив святыми, чистыми, как вода Дымского озера, молитвами явление Чудотворной в 1383 году в 15 верстах к северу. Считается, что Преподобный Антоний может быть назван "предтечей" Тихвинской Богоматери. Богомольцы издревле поняли небесную связь Преподобного Антония и Пречистой Богородицы. Возник обычай - по пути в Тихвинский монастырь прежде заходить в Антониево-Дымскую обитель. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах, предваряя подвиг тысячедневной молитвы на камне Преподобного Серафима Саровского и Преподобного Серафима Вырицкого. Поэтому молитвенный камень Преподобного Антония по праву стал почитаемой святыней. Умер Преподобный Антоний на 67 году жизни. Тело его было положено в устроенной им церкви Преподобного Антония Великого. И в 1370 году в дни княжения Димитрия Иоанновича Донского, почти через 100 лет, было обретено нетленным. Еще при жизни Преподобного Антония возник обычай совершать плавание вокруг камня, и множество людей исцелились этим благодатным купанием. Сам Святой Благоверный князь Александр Невский приезжал в обитель "Антония на Дымах" и купался в озере.



Разорение Антониево-Дымского монастыря в XX веке не было первым. Еще в 1409 году, во время правления Великого князя Василия Дмитриевича, обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы. Но монахи успели спасти святыни обители: мощи сокрыли в земле, а вериги Преподобного и его железную шляпу - которую он носил не снимая - опустили на дно Дымского озера. Туда же были спрятаны церковные сосуды и колокола. После этого озеро получило второе название - Святое. В 1585 году, во время нашествия шведов, монахи Валаамского монастыря нашли убежище в Дымской обители и Преподобный Антоний дважды спас обитель от шведов, в духе придя к настоятелю и разбудив его. В Дымском монастыре валаамские монахи пребывали еще и в 1592 году, о чем Свидетельствует жалованная грамота "правителя" Бориса Годунова о возобновлении Валаамского монастыря. В Смутное время, как и многие другие обители русского севера, монастырь подвергся опустошительному разорению от тех же шведов. Случилось это в 1611 году, и монахи были изгнаны из обители.



И только через 25 лет монастырь был восстановлен по повелению царя Михаила Федоровича и по благословению Патриарха Филарета. В тот же год царица Мария Алексеевна присылает пожертвование в Дымскую обитель. В 1655 году воздвигается первый каменный храм Дымского монастыря во славу Живоначальной Троицы, а в 1687 году в игуменство Симеона летописью отмечены два случая чудесного спасения Преподобным Антонием Дымским монастыря от пожара. От этого периода известно особо много случаев исцелений.



Так в 1744 году усердием Санкт-Петербургского купца Капитана, получившим чудесное "уврачевание" тяжкой болезни, над местом упокоения Преподобного Антония устроена деревянная резная с позолотой рака, а рядом на деревянной тумбе была положена железная шляпа, которую богомольцы надевали на свои головы, от чего некоторые получали исцеление.



До Октябрьской революции Дымский монастырь существовал на правах общежитного, управлял им архимандрит. Каждый год 24 июня совершался крестный ход из монастыря на Дымское озеро. Для паломников при обители была хорошая каменная гостиница. В соборе Святой Троицы, в приделе Преподобного Антония Великого, находились мощи Преподобного Антония Дымского. Кроме того, в соборе находилась древняя икона Казанской Божией Матери. По существующему преданию Преподобный Антоний заповедал, чтобы ни один богомолец, пришедший в монастырь, не входил в обитель, не омывшись в водах Святого озера. Эта традиция сохранялась в монастыре вплоть до 1917 года.



При советской власти в монастыре расположили психиатрическую больницу. В последнее время, предшествовавшее возобновлению, монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат "Глинозем", а в гостиничном корпусе был размещен заводской санаторий-профилакторий.



Началом возрождения монастыря стал крест, установленный в 1994 году у святого камня на Дымском озере. Сделано это было силами прихода Петро-Павловской церкви села Сомино и петербургских благотворителей. Установка креста была приурочена к 770 летию со дня преставления Преподобного Антония.



Крест от монастыря к озеру несли крестным ходом - той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный монастырский крестный ход. Основание креста укрепили в металлическом раструбе, который заполнили бетоном и установили прямо на дне озера. Этот крест стал первой святыней будущего возрожденного монастыря, символизируя то, что опять начало монастырю положил святой камень Преподобного Антония Дымского.


 
 
 
Хостинг от uCoz