Зимняя Кобона (от финского haapa — осина)
Прокофьев Александр Андреевич "Старинное рыбацкое село Кобона расположеное на берегах речки Кобона и двух каналов, Староладожского и Новоладожского очаровывает своей тихой и размеренной жизнью. Расположено оно на восточном берегу Ладожского озера, почти в сотне километров от Санкт-Петербурга. В 1500 году в деревне был двор Костки Сенкина, который сеял рожь и косил сено, давая «доход» Никольскому Медведицкому монастырю, а «непашные люди, рыбные ловцы» Лукьянко Игнатов, Ефимко Онашкин, Яшко и Сидко Исаковы, Олех Осанкин, Петрок Данилов, Дорох Савин ловили ладожских сигов, рипусов, ершей. Об этом сообщает нам Окладная книга Великого Новгорода. В начале XVIII века Петр I не раз проезжал по этим местам, наблюдая за ходом «канальной работы». Со строительством Ладожского канала в устье реки Кобоны укрепили берега, сделали гавань для судов и построили шлюз. После завершения всего водного пути кобонский шлюз разобрали, проход в озеро засыпали, построив деревянный водоспуск. В 1836 году соорудили новый гранитный водоспуск, сохранившийся в Кобоне до сегодняшнего дня. В 1732 году Кобона была пожалована создателю Ладожского канала генерал-фельдмаршалу Б. Х. фон Миниху. Во время поездки на открытие канала в мае 1732 императрица Анна Иоанновна отдыхала в деревянном дворце. А в августе 1765 года в Кобоне побывала Екатерина II. Согласно материалам архивного фонда «Строений Санкт-Петербургской губернии до 1917 года» с 1796 года село Кобона с пустошами принадлежало графине Е. А. Мусиной-Пушкиной, владелице лесопильного завода. Ещё в начале 18 века Кобону украшала деревянная пятиглавая церковь во имя святого Николая Чудотворца - покровителя мореплавателей и рыбаков. В 1820-е годы на собранные прихожанами деньги возвели каменный храм с приделами Святых Апостолов Петра и Павла и Параскевы Пятницы. Много сил для осуществления строительства храма приложили священник Стефан Алексеев и петербургский купец Филатов. В 1860-61 годах по указу Духовной Консистории обновлением церкви, проектными работами, сметой занимался известный петербургский архитектор, профессор Академии Художеств М. А. Щурупов. Своеобразным маяком для рыбаков Ладоги в конце XIX в. стал многогранный стеклянный крест, венчающий шпиль церковной колокольни. Новоладожский купец Илья Грибанов на свои средства построил Часовню в честь Крестовоздвижения у старинного колодца, где когда-то были найдены оловянные древние сосуды. До наших дней, как и во многих храмах Приладожья, убранство храма, монументальная живопись, иконостас не сохранились. Все это утрачено в связи с атеистической политикой Советского государства в 30-е годы XX века. Большая часть икон сгорела, колокола были затоплены, а особо ценные храмовые реликвии исчезли бесследно. Во время блокады Ленинграда о Кобоне узнала вся страна..." * * * Дорога в деревню Кобона начинается от Мурманского шоссе, сразу за Дусьево поворот налево. Справа от шоссе – памятник блокадной полуторке. Дороги зимой прекрасные - через Выстав-Сухое-Бор асфальт с ямками, от Бора – грейдер. Рядом с дорогой руины церкви с вновь установленным крестом . Через Ручьи – Лаврово – песчаный грейдер. Вокруг дороги заснеженные поля. 22 ноября 1941 года на Ладожском озере начала действовать военно-автомобильная дорога, названная впоследствии «Дорогой Жизни». Тихая рыбацкая деревня Кобона стала важным эвакуационным пунктом и продовольственным портом. Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» стал инициатором реставрации старинной Никольской церкви в деревне Кобона, которая в годы блокады спасала ленинградцев на Дороге Жизни от бомбежек, холода, голода и суровых ладожских ветров. Сегодня храм является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского действующего монастыря: http://www.zelenets.ru/zelenets/short-history/ [ Деревянный храм находился на этом месте еще в XVIII веке. В 1938 году указом Облисполкома приход храма св. Николая был распущен, а здание перешло в ведение поселкового совета.. В годы блокады Ленинграда (1941-1944 гг.) в здании размещался эвакопункт Дороги жизни. Музей в Кобоне создан в 1990 годы, как филиал Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и музей русского поэта Александра Андреевича Прокофьева, размещается в помещении бывшей дачи поэта. На территории Кировского района, где с сентября 1941 года по январь 1944 года проходили наиболее ожесточенные бои за осажденный город. Советские войска потеряли 240 тысяч человек, германская сторона – 150 тысяч. Кобона всего в 12-13 км в южной части Шлиссельбургской губы, так как лед здесь был более прочным, чем в других частях озера. Наименьшей оказалась и длина ледовой дороги – всего 30 км. В тяжелых зимних условиях в кратчайшие сроки и в непосредственной близости от неприятеля были продолжены железнодорожные пути от станции Войбокало до Кобоны. Таким образом, железнодорожные составы смогли вплотную подходить к озеру. Запасы продовольствия для Ленинграда оказались сосредоточены в Кобоне. Только эвакуация части жителей блокадного города могла существенно улучшить ситуацию. 22 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации 500 тысяч жителей Ленинграда. Путь проходил в три этапа: сначала, примерно 50 км, добирались до Ладожского озера по железной дороге, затем около 30 км по ледовой дороге преодолевали на автомашинах, а вглубь страны эвакуированных ленинградцев доставляли железнодорожным транспортом Первые машины пришли сюда 1 марта 1942 года. Прибыло сразу более 1, 5 тысяч человек – в основном, это ученики ремесленных училищ Ленинграда. В Кобоне принимали эвакуируемых, кормили, больным оказывали медицинскую помощь, а затем отправляли вглубь страны. Деревня насчитывала к тому времени не более 80 дворов, и все они в то время были переполнены. Для эвакуированных пришлось приспособить помещения школы и сельсовета. В церкви Святого Николая Чудотворца был развернут эвакогоспиталь. Умерших хоронили в братских могилах на окраине деревни. До сих пор неизвестно, сколько ленинградцев, преодолевших ледовый путь через Ладогу, похоронено в Кобоне.
Ладожский канал — водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. Существуют два параллельных канала - Староладожский канал (первой половины XVIII века), который в настоящее время почти полностью зарос и пересох, и Новоладожский канал (второй половины XIX века), который эксплуатируется по сей день - Новоладожский канал, очень популярное у любителей зимней рыбалки место: В снегопад местные дороги могут быть опасны: |