Зимняя Кобона (от финского haapa — осина)

Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам,
Мы хлеба горбушку - и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня лавиной, -
Тебе половина, и мне половина!
Прокофьев Александр Андреевич
 

"Старинное рыбацкое село Кобона расположеное на берегах речки Кобона и двух каналов, Староладожского и Новоладожского очаровывает своей тихой и размеренной жизнью. Расположено оно на восточном берегу Ладожского озера, почти в сотне километров от Санкт-Петербурга. В 1500 году в деревне был двор Костки Сенкина, который сеял рожь и косил сено, давая «доход» Никольскому Медведицкому монастырю, а «непашные люди, рыб­ные ловцы» Лукьянко Игнатов, Ефимко Онашкин, Яшко и Сидко Исаковы, Олех Осанкин, Петрок Данилов, Дорох Са­вин ловили ладожских сигов, рипусов, ершей. Об этом сообщает нам Окладная книга Великого Новгорода. В начале XVIII века Петр I не раз проезжал по этим местам, наблюдая за ходом «канальной работы». Со строительством Ладож­ского канала в устье реки Кобоны укрепили берега, сделали гавань для судов и построили шлюз. После завершения все­го водного пути кобонский шлюз разобрали, проход в озеро засыпали, построив деревянный водоспуск. В 1836 году соорудили новый гранитный водоспуск, сохранившийся в Кобоне до сегодняшнего дня. В 1732 году Кобона была пожалована создателю Ладожского канала генерал-фельдмаршалу Б. Х. фон Миниху. Во время поездки на открытие канала в мае 1732 императрица Анна Иоанновна отдыхала в деревянном дворце. А в августе 1765 года в Кобоне побывала Екатерина II. Согласно материалам архивного фонда «Строений Санкт-Петербургской губер­нии до 1917 года» с 1796 года село Кобона с пустошами принадлежало графине Е. А. Мусиной-Пушкиной, владелице лесо­пильного завода. Ещё в начале 18 века Кобону украшала деревянная пятиглавая церковь во имя святого Николая Чудо­творца - покровителя мореплавателей и рыбаков. В 1820-е годы на собранные прихожанами деньги возвели каменный храм с приделами Святых Апостолов Петра и Пав­ла и Параскевы Пятницы. Много сил для осуществления строительства храма приложили священник Стефан Алексеев и петербургский купец Филатов. В 1860-61 годах по указу Духовной Консистории обновлением церкви, проектными работами, сметой занимался известный петербургский архитектор, профессор Академии Художеств М. А. Щурупов. Своеобразным маяком для рыбаков Ладоги в конце XIX в. стал многогранный стеклянный крест, венчающий шпиль церковной колокольни. Новоладожский купец Илья Грибанов на свои средства построил Часовню в честь Крестовоздвижения у старинного колодца, где когда-то были найдены оловянные древние сосуды. До наших дней, как и во мно­гих храмах Приладожья, убранство храма, монументальная живопись, иконостас не сохранились. Все это утрачено в связи с атеистической политикой Советского государства в 30-е годы XX века. Большая часть икон сгорела, колокола были затоплены, а осо­бо ценные храмовые реликвии исчезли бесследно. Во время блокады Ленинграда о Кобоне узнала вся страна..."

* * *

Мурманку зимой чистят, но не у всех фур получается по ней ездить...

Дорога в деревню Кобона начинается от Мурманского шоссе, сразу за Дусьево поворот налево. Справа от шоссе – памятник блокадной полуторке.

Дороги зимой прекрасные - через Выстав-Сухое-Бор асфальт с ямками, от Бора – грейдер.

Рядом с дорогой руины церкви с вновь установленным крестом .

Через Ручьи – Лаврово – песчаный грейдер.

Вокруг дороги заснеженные поля.

22 ноября 1941 года на Ладожском озере начала действовать военно-автомобильная дорога, названная впоследствии «Дорогой Жизни».

Тихая рыбацкая деревня Кобона стала важным эвакуационным пунктом и продовольственным портом.

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» стал инициатором реставрации старинной Никольской церкви в деревне Кобона, которая в годы блокады спасала ленинградцев на Дороге Жизни от бомбежек, холода, голода и суровых ладожских ветров.

Сегодня храм является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского действующего монастыря: http://www.zelenets.ru/zelenets/short-history/
Настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря - Игумен Пахомий (Трегулов).
Храм святителя Николая Чудотворца.
В зимнее время храм открыт: вт., чтв., сб., вск. с 11 до 14.00, тел.: 8 911 737 5933.

[

Деревянный храм находился на этом месте еще в XVIII веке.
В 1815 году деревянное здание сгорело, и началось строительство каменного. В 1821 году храм св. Николая с приделами свв. апостолов Петра и Павла и св. Параскевы Пятницы был уже освящен.
К 1860 году здание храма обветшало и стало тесным для возросшего прихода. По проекту архитектора Щурупова в 1861 году был проведен ремонт здания.

В 1938 году указом Облисполкома приход храма св. Николая был распущен, а здание перешло в ведение поселкового совета..

В годы блокады Ленинграда (1941-1944 гг.) в здании размещался эвакопункт Дороги жизни.
В 1996 году начались реставрационные работы, а 13 июня 2000 года храм передан Свято-Троицкому Зеленецкому монастырю для организации подворья.

Музей в Кобоне создан в 1990 годы, как филиал Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и музей русского поэта Александра Андреевича Прокофьева, размещается в помещении бывшей дачи поэта.
Работает зимой с 11.00 до 17.00, пн. - выходной, тел.: 8 911 737 5933
Посещение музея можно оплатить в церкви, пожертвовав деньги на ремонт.

На территории Кировского района, где с сентября 1941 года по январь 1944 года проходили наиболее ожесточенные бои за осажденный город.

Советские войска потеряли 240 тысяч человек, германская сторона – 150 тысяч.

Кобона всего в 12-13 км в южной части Шлиссельбургской губы, так как лед здесь был более прочным, чем в других частях озера. Наименьшей оказалась и длина ледовой дороги – всего 30 км. В тяжелых зимних условиях в кратчайшие сроки и в непосредственной близости от неприятеля были продолжены железнодорожные пути от станции Войбокало до Кобоны. Таким образом, железнодорожные составы смогли вплотную подходить к озеру. Запасы продовольствия для Ленинграда оказались сосредоточены в Кобоне. Только эвакуация части жителей блокадного города могла существенно улучшить ситуацию. 22 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об эвакуации 500 тысяч жителей Ленинграда. Путь проходил в три этапа: сначала, примерно 50 км, добирались до Ладожского озера по железной дороге, затем около 30 км по ледовой дороге преодолевали на автомашинах, а вглубь страны эвакуированных ленинградцев доставляли железнодорожным транспортом

Первые машины пришли сюда 1 марта 1942 года. Прибыло сразу более 1, 5 тысяч человек – в основном, это ученики ремесленных училищ Ленинграда. В Кобоне принимали эвакуируемых, кормили, больным оказывали медицинскую помощь, а затем отправляли вглубь страны. Деревня насчитывала к тому времени не более 80 дворов, и все они в то время были переполнены. Для эвакуированных пришлось приспособить помещения школы и сельсовета. В церкви Святого Николая Чудотворца был развернут эвакогоспиталь. Умерших хоронили в братских могилах на окраине деревни. До сих пор неизвестно, сколько ленинградцев, преодолевших ледовый путь через Ладогу, похоронено в Кобоне.


В 1943 году советскими войсками был взят Шлиссельбург. Блокада была прорвана.
По южному побережью Ладожского озера до станции Поляны проложили железную дорогу, которая впоследствии получила название «Дорога Победы». Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Ладожский канал — водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Нева. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.

Существуют два параллельных канала - Староладожский канал (первой половины XVIII века), который в настоящее время почти полностью зарос и пересох, и Новоладожский канал (второй половины XIX века), который эксплуатируется по сей день - Новоладожский канал, очень популярное у любителей зимней рыбалки место:

В снегопад местные дороги могут быть опасны:

Хостинг от uCoz