Кроме Валаамского монастыря на Ладоге имеется не менее прекрасный Коневский монастырь расположенный на живописнейшем острове Коневец.
Остров Коневец не фигурирует ни в одном из советских энциклопедических словарей. Даже в пятитомной «Географической энциклопедии» и в новейшей энциклопедии «География России». Это значит, что о нем ничего не знали несколько поколений россиян. Между тем в XIX веке и в начале ХХ века остров был хорошо известен, во всяком случае большинству православных жителей России. Коневский монастырь имеет свою паломническую службу, которая была создана в 2001 году для организации поездок на Коневец и приёма на острове трудников и паломников. Паломничество на остров Коневец имеет давнюю историю, ещё сам основатель Коневского монастыря, преп. Арсений Коневский, завещал братии примечать странников и давать им приют. Желающие потрудиться летом на острове также могут обращаться в Паломническую службу.

Для поездки с экскурсией нужно обратиться в одно из подворий, еженедельные поездки совершаются по субботам и воскресеньям с мая по сентябрь (цена на одного человека 850/980 руб), в Санкт-Петербурге (Загородный пр. дом 7, ст. метро «Достоевская», «Владимирская», Тел./факс: (812) 571-80-79, 717-80-79, с 10.00-18.00, e-mail: konevets-tour@mail.ru) и в городе Приозерске (ул. Калинина, 5, Тел.: (8-813-79) 22-101; Тел./факс: (8-813-79) 22-330), хотя можно приехать и к отправлению кораблика заплатив деньги при посадке, но это возможно только при наличии свободных мест и лишает возможности послушать экскурсовода. Простым гражданам выход на берег не разрешается, разве что по специальному благословению отца-настоятеля. На острове 2 гостиницы - каменная для трудников и деревянная для паломников и персонала.

На машине из Санкт-Петербурга или Приозерска по Приозерскому шоссе, за или до (смотря с какой стороны ехать) поселка Отрадное свернуть в сторону Плодового и Солнечного, потом асфальт заканчивается, по грунтовке до поселка Владимировка (там находится причал в бухте Владимировская с которого в 9 часов утра отправляется кораблик на Коневец, обратно с острова в пять часов), если проехать по дороге прямо минуя поворот на пристань, будет шлагбаум бывшей воинской части, с вахтером можно договориться за 100 рублей, оставить машину, на охраняемой территории или просто перед воротами.



Остров Коневец лежит в западной части Ладожского озера, от берега его отделяет узкая полоска воды. Расстояние от бухты Владимировка (бывшая Чертова бухта) до острова составляет около 6,5 км, которые корабль преодолевает за 40-50 минут. До ближайшего крупного города (Приозерск) около 40 км водного пути, до архипелага Валаам — около 60 км, а от Петербурга до Коневца по воде 170 км (из них — 40 км по Неве). Остров вытянут с юго-запада на северо-восток. Его площадь около 8,5 кв. км, наибольшая протяженность в длину 8 км, а в ширину 4 км:



На остров ходит кораблик с названием "Коневец":



Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря — конец XIV века. Это эпоха победы на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году в праздник Рождества Богородицы — 8 сентября (по старому стилю). Победа была связана с духовным возрождением Руси, неотделимым от имени ее величайшего святого — Преподобного Сергия Радонежского, вдохновителя создания общежительных монастырей на Русском Севере. Несомненна духовная связь между Преподобным Сергием и основателем Коневского монастыря Преподобным Арсением, проявившаяся в возрождении древней иноческой практики «умной молитвы», и в освящении храма обители во имя Рождества Богородицы.
Преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, в 20-летнем возрасте ушел в пригородный Лисогорский монастырь, избрав путь иноческого служения Богу. На Лисьей горе он принимает монашество — ангельский образ. Оттуда удаляется на Святую Гору Афон. На Афоне Преподобному Арсению было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Он возвращается на родину, и, получив благословение новгородского Святителя Иоанна, отправляется по Волхову на север в поисках уединенного места для основания обители. Судно, на котором он плыл, дважды прибило к острову Коневец. Первоначально Преподобный Арсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нем Пресвятой Богородицы, получившем название Святой горы. После кончины Преподобного Арсения (1447 год, память 12 июня по старому стилю) монастырь, расположенный близ границы русских и шведских владений, неоднократно подвергался разорениям. Обитель восстанавливалась благодаря попечительству государей Василия III, Иоанна IV Грозного, Феодора Иоанновича и Бориса Феодоровича. В конце царствования Иоанна IV был построен новый величественный каменный собор. Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остров. Коневские иноки вынуждены были покинуть монастырь и обосноваться в Деревяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. После разорения в 1610 году остров Коневец до победоносного для России окончания Северной войны находился под шведским владычеством, собор был практически разрушен. В 1710 году остров Коневец решено было отдать князю Я. Ф. Долгорукому, но в 1718 году, благодаря ходатайству архимандрита Иоанникия, Петр I издал указ о возобновлении монастыря. Он получил статус приписного к Деревяницкому. В 1760 году монастырь обретает самостоятельность по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. С 1764 года, после проведения Екатериной II монастырской реформы, монастырь находился за штатом, в 1825 году возведен в III класс. В Коневском монастыре в разное время бывали император Александр II в сопровождении семейства и свиты (1858), писатели Н. С. Лесков (Коневцу посвящен его очерк «Монашеские острова на Ладожском озере», 1873), Вас. И. Немирович-Данченко, И. С. Шмелев, А. Дюма, поэт Ф. И. Тютчев, архитектор А. М. Горностаев. С 1917 по 1940 год монастырь действовал, поскольку остров Коневец оказался на территории Финляндии. К 1932 году в обители оставалось 75 человек братии — не было притока новых насельников из России, пагубно отразилась на жизни обители и смута, связанная с введением нового календарного стиля в Финляндской православной церкви, ставшей автономной и возглавляемой Константинопольским патриархом. Настоятелем с 1930 года был игумен Маврикий (Сережин). До прихода в монастырь, во время службы в армии, он был связным генерала Маннергейма, с чем, возможно, связано посещение последним Коневца. Постоянные богослужения совершались только в соборе. На острове разместились штаб (в каменной гостинице) и две батареи береговой артиллерии финской армии. С началом советско-финской войны часть утвари была вывезена, но большая часть осталась — в частности, иконостасы и колокола всех церквей. В 1941 году часть иноков вновь прибыла на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь. Все храмы, кроме Никольского, к тому времени были полностью разорены. В 1944 году монахи навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу. После периода скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хиекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года. 31 августа 1956 года девять последних монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в Папинниеми, взяв с собой чудотворную Коневскую икону. На острове Коневец тем временем царило запустение; в монастырских постройках обосновалась военно-морская часть.

Пристань на острове:



Крест установлен совсем недавно, в 2002 году, и является точной копией поклонного креста, некогда стоявшего на месте Успенской часовни, чуть подальше от монастыря в глубине острова:



Памятник поставленый в честь посещения острова императором Александром:



Первым насельником Коневца считают инока Арсения, пришедшего на остров для отшельнического жития по благословению епископа Новгородского где-то в самом конце XIV века. Обосновался он на горе, ныне называемой Святой. Одним из первых его деяний было окропление Конь-камня святой водой и разуверение побережных крестьян в сокровенном обитании каких-либо духов под камнем-скалой. С освящением его и перестали окрестные крестьяне оставлять здесь в жертву коня.
Еще через два года инок перешел жить к заливу, построил церковь, кельи и ограду. Храм был поставлен каменный во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И ныне главный собор монастыря, несколько раз перестроенный и сменявший предшествующие, носит имя Рождественского. Главной святыней первой церкви стал образ Богородицы, который был принесен Арсением собственноручно из святой обители Афонской горы. После сильного разлива вод Ладоги в 1421 году пришлось монастырь перенести на более высокое место, где он и сейчас располагается. Долгую, полную трудов и молитв жизнь прожил Арсений на острове, где и почил в 1444 году. С тех пор монастырь претерпел несколько разорений, периодов упадка и возрождения. Возрождение Коневецкого монастыря началось после специального указа Петра I в 1718 году, даровавшего ему земли острова.
Нынешний собор и монастырский комплекс возведены в самом конце XVIII века. Тогда же на Святой горе на месте часовни Святого Арсения, ге он начал свою отшельническую жизнь, возвели церковь с колокольней и братские корпуса. В середине XIX века монастырь, можно сказать, процветал: монашествующей братии насчитывалось около шестидесяти человек (при Н. Я. Озерецковском только восемь), помогали им до 50 человек богомольцев и до 45 трудников-вольнорабочих. А к концу века братия увеличилась до двухсот человек. Конечно, обеспечивали себя всем необходимым на месте, монастырское хозяйство велось рачительно и эффективно. «Странных» людей монастырь принимал иногда до тысячи человек. И по завету Святого Арсения безвозмездно обеспечивал всем необходимым. Житие строилось по уставу, завещанному Арсением. Главных правила было два. Никто никакого своего имущества иметь не может, при поступлении в монастырь все оно переходит в общую собственность (некоторые петербургские купцы при пострижении передавали имущества на тысячи рублей). Конечно, в свободное (от молитв, служб) время все трудились. Одежда нищетная, пища – всем равная. И еще Святой Арсений заповедал оделять всех странных людей, пришедших в монастырь, трапезою и покоем, а бедных – и потребно снабжать. И суждено было благости природной и человеческой воцариться на этой малой российской земле. Старые книги сообщали: «Обитель Коневская, по своему положению от мирских селений водой отделенная, есть самое приличное место уединения иноческой жизни, где совершенное безмолвие обитает». Но благость ни в природе, ни в людском бытии не бывает, как известно, слишком долгой.



Арочный проход в колокольне монастыря закрывают святые врата. Некогда они были изготовлены из дерева и обиты медными листами, по которым была выполнена роспись. На правой половине был изображен основатель монастыря преподобный Арсений Коневский, над головой которого — Коневская Божия Матерь с парящими ангелами, на левой половине — святейший Евфимий, архиепископ Новгородский, над головой которого — Нерукотворный образ Христа Спасителя с ангелами. В самой верхней части ворот, в полуциркуле, был изображен Господь Саваоф с исходящим от Него Духом в виде голубя Святым. Сегодня это замечательное произведение живописи полностью утрачено.



Высота трехярусной колокольни от основания до креста составляет 35 метров. Первоначальный проект колокольни принадлежал, видимо, иеромонаху Сильвестру (Петрову). Она была возведена одновременно с остальными каменными зданиями монастырского каре в 1812 году. Ярус звона имеет форму восьмерика, в каждой грани которого расположены высокие полуциркульные проемы с деревянными балками для колоколов, которых ранее насчитывалось до десяти. Самый большой из них, весом более 10,5 тонн, висел на мощных крестовых балках внутри восьмерика и был отлит при игумене Израиле. Второй, весом 3,3 тонны, — на заводе Самгина в Москве, при игумене Николае. Третий — 1,6 тонны — при настоятеле Иларионе в 1815 году, а самый старый колокол весом 246 кг был отлит в 1766 году. По воспоминаниям, звон колоколов с Коневца был слышен в хорошую погоду в Кексгольме (Приозерске) и даже дальше. Ныне все эти колокола утрачены, а сейчас на колокольне висят колокола, отлитые уже в наше время.



Не мог не встретить Коневецких котов (Отец Мордарий встечает на воротах):





К сожалению, ввиду неоднократного разорения обители шведами в XVI и XVII веках, ни одной постройки, относящейся к древнему периоду истории Коневского монастыря, на острове не сохранилось. Строительство Коневского монастыря началось сразу же по возобновлении обители в 1721 году и продолжалось вплоть до начала XX столетия. Основная часть монастырских зданий, включая монастырское каре и главный соборный храм во имя Рождества Богородицы, была сооружена в первой половине XIX века. На Коневце в разный период времени работали известные русские архитекторы С. Г. Иванов, И. Б. Слупский, А. М. Горностаев. Интересно отметить, что созданные ими проекты часто творчески перерабатывались самими строителями с учётом местных условий и особенностей. В настоящий момент комплекс монастырских зданий, сильно пострадавший за годы запустения монастыря в советское время, реставрируется, ведутся также работы по восстановлению практически полностью утраченного внутреннего убранства монастырских церквей.



Памятники и достопримечательности Коневского монастыря: Причал, Часовня Николая Чудотворца, Монастырская гостиница, Монастырское каре, Монастырские ворота и колокольня, Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Храм во имя преподобного Арсения Коневского, Храм во имя свт. Николая Чудотворца, Монастырская библиотека, Братское кладбище, Хозяйственные постройки монастыря, Часовня Успения Божией Матери, Святая гора и Казанский скит, Часовня явления Божией Матери, Казанский скит, Конь-камень, Змеиная гора, Коневский скит.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - в настоящее время нижний храм отреставрирован, и в нем совершаются регулярные богослужения. Верхний храм очень сильно пострадал в годы советской власти и потому сейчас ожидает своего восстановления. От прежнего великолепия ныне уцелел только остов иконостаса. Частично сохранились остатки росписи. Службы в нем проходят один раз в год, 21 сентября — на престольный праздник обители, в Рождество Пресвятой Богородицы (на первом этаже в зимнем храме, размещаются печи, что позволяет круглогодично вести в нем богослужение):



В 1991 году монастырь был возвращен Санкт-Петеpбуpгской епархии. 28 мая 1991 года на остров прибыл как наместник монастыря архимандрит Назарий (Лавриненко), назначенный митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) (ныне о. Назарий — наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии). Летом того же года обитель посетил последний из оставшихся в живых насельников старого Коневца — послушник Андрей Пешков.
В ноябре 1991 года под полом нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения — главная святыня монастыря. При попечении отца Назария проведены значительные восстановительные работы, прежде всего, в нижнем храме собора и гостиничных корпусах, воссоздана часовня на Святой горе. Наладилось сотрудничество с желающими помочь монастырю из России и Финляндии (в Финляндии создано общество «Коневец»; появился реабилитационный летний лагерь для детей-инвалидов (общество «Кедр» во главе с А. И. Сердитовой); развивалось монастырское хозяйство. В Сретенском храме теперь находится точный список с чудотворного образа, а в Коневском скиту — старинная икона, перенесенная из церкви села Важины и, возможно, происходящая из старого Коневского монастыря.



На ферме содержат коров, лошадь, кур, гусей. Условия жизни в монастыре трудные (например, большую часть суток электричество, которое получают за счет дизельных генераторов, отсутствует из-за нехватки средств у монастыря). Всех средств, собираемых за летний период, когда паломники получают возможность попасть на остров, не хватает даже на топливо, поэтому в планах — устройство 3-4 экологически безопасных и более экономичных ветро-генераторов. Островное положение монастыря усугубляет все проблемы восстановления. Много делают для возрождения обители финское Общество «Коневец» и Правительство города Куопио. Почти все часовни и кровли на острове восстановлены на пожертвования и трудами граждан Финляндии.



Казанский скит находится в некотором отдалении от основных монастырских построек в глубине острова на вершине горы, которая называется Святой. Это самая высокая точка о. Коневец, максимальная высота горы составляет 34 метра. Как повествует житие преп. Арсения, по прибытии на о. Коневец в 1393 году он поселился именно здесь, прожив на вершине Святой горы около 3-х лет в уединении, и лишь затем перешёл жить на берег Ладоги, на место, где некогда возвышался первый основанный Арсением монастырь с храмом во имя Рождества Богородицы, а теперь находится Коневский скит. Некоторое время спустя, ещё при жизни самого Арсения, старцу Иоакиму, ученику Арсения, на Святой горе явилась Богородица.





Легенда («басня»), бытовавшая некогда у местных береговых жителей, гласит о Коне-камне, от которого пошло само название острова, так: во времена еще языческие жилья на острове не было, но прибрежные ладожские насельники на лето перевозили на остров скот, где и оставляли пастись без присмотра. По осени, убедившись, что вся скотина цела, и полагая, что ее охраняли духи, хозяева оставляли в благодарность последним лошадь. Лошадь оставляли возле камня, ибо где же еще было помещаться духам, как не под выдающимся по своим размерам экзотическим камнем, которым сей остров и был примечателен. (взято отсюда: http://www.laatokka.info/articles/laatokka_nikonov_02.htm )

Камень этот высотой 4,5 метра и длиной около десяти метров торчит над ровной поверхностью среди многих других, не столь выразительных.

Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой (Сортан-лахта). Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей!).

В память об этом событии на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители.



Здесь можно пройтись по песчаным или каменистым берегам, увидеть водные Ладожские дали, погрузиться в дремучие еловые или тут же рядом — в светлые сосновые леса, выйти неожиданно из чащи на просторный луг и ощутить аромат багульника на болоте. Благодаря относительной отдаленности этого места, уединенности монашеской жизни и закрытости острова как военного объекта здесь сохранилась многообразная и цельная природа . Остров Коневец поэтому вполне может получить статус заказника.



Военные тоже оставили свой след на острове (этот остров был лишь одним звеном в ядерной цепочке, носившей кодовое название "Направление 15"- под таким кодовым названием в СССР после войны в обстановке строжайшей секретности начались работы по созданию оружия массового поражения с применением боевых радиоактивных веществ (БРВ). Основной полигон у военного института и лаборатории был на острове Коневец в Ладожском озере. На южном полигоне острова подрывали заряды с зарином, зоманом, табуном, адамситом, люизитом. Об этом рассказал Артур Теберг, он служил на полигоне офицером. Леонид Петров служил на Коневце в 1957 году в составе химвзвода. Матросы взвода ежедневно, кроме воскресенья, по восемь часов работали с боевыми радиоактивными веществами. Кроликов с выстриженной на животе шерстью сажали на листы, покрытые БРВ, и потом животных увозили в лаборатории. Обрабатывали листы радиоактивными растворами, потом проводили дезактивацию, и растворы лились прямо на прибрежную гальку. Солдаты работали в комбинезонах, а мыли их просто – заходили в Ладогу. Этот полигон был на северной оконечности Коневца у мыса Варгосы. Петров недолго смог работать с боевыми радиоактивными веществами – через пять месяцев тяжело заболел, и его комиссовали. Потом стал бывший матрос инвалидом второй группы. На этом же острове проводили испытания элементов ядерного оружия, там была лаборатория академика Курчатова.



Готовили оружие на погибель врагу. Библейская история. А отравили на столетия – родную землю (взрывали и на маленьких островках в северной части Ладоги: Хейнясенма, Кугрисари, Верккосари...) Печальным следствием опытов было загрязнение местности долгоживущими изотопами, в основном стронция-90 и цезия-137, плутония-239 (мы все привыкли к тому, что про радиационную обстановку нам сообщают – 14-16 микрорентген в час. Но эти цифры характеризуют лишь гамма-излучение. А есть и самое опасное – альфа. На втором месте по опасности – бета-излучение. Цезий-137, например, имеет гамма-излучение, и его присутствие легко можно засечь простым бытовым дозиметром. Но есть опаснейшие радионуклиды, такие, например, как стронций-90. Это чистый бета-излучатель, и дозиметром его просто не обнаружить. Нужен радиометр). У мыса Варгосы с конца войны по 1996 год была опытная станция, на которой разрабатывали новые виды оружия и взрывчатки ими и курочили корабли, стоящие на мели, ученые на полигоне из Института атомной энергии имени Курчатова. Сейчас Финляндия вкладывает большие деньги в восстановлении Коневского монастыря. Именно в собственности этого монастыря и находится весь остров. Но знают ли святые отцы, по какой земле они ступают, какую рыбку, ягоды едят? Тысячи паломников, туристов приезжают летом на остров. И возможно, подвергают свою жизнь опасности. http://www.laatokka.info/articles/laatokka_tereshkin_01.htm ).

Пора домой:



Особоя красота и прелесть этого места, заключается прежде всего в тиши и удалённости острова от остального мира и простоте здешней природы. Коневец не изобилует вещественными благами, но отдаленность его от мирских селений, его пустынные красоты успокаивают сердце, говорят о величии Творца, возбуждают дух молитвы, вещают о Вечности...



Сейчас монастырь понемногу начинает восстанавливаться, однако должны пройти годы, прежде чем обитель предстанет перед нашими глазами в своём былом великолепии. От того, насколько быстро это произойдёт, во многом зависит и от нас с вами. В своем восстановлении монастырь нуждается в нашей посильной помощи. В летнее время на острове организуется детский православный лагерь и приглашаются благочестивые взрослые для участия в мероприятиях, позволяющих совместить помощь в восстановлении монастыря с пользой духовного просветительства и развивающего активного отдыха. Возможно проживание в палатках на территории острова вблизи обители или в монастырской гостинице.

Сайт Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря - http://www.konevets.spb.ru
Хостинг от uCoz