Тихвинский монастырь...





Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки. Основан по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом. Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.



Название города происходит от сочетания двух слов вепсского языка «тих» и «вин», обозначающих «дорога-путь» и «вода», то есть водный путь. Город расположен на древнем торговом речном пути.



Тихвинская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Считается, что сперва она находилась во Влахернском храме в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 году на берега реки Тихвинки, позднее на этом месте был построен монастырь и появился город Тихвин.



В 1920-х годах монастырь был закрыт, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.



Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали Псковской духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклав) вывез её в Чикаго (США). Умирая, отец Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.



В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.



Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году. Летопись сообщает, что тогда здесь была построена деревянная церковь Успения. Позже, в 1495—1496 годах, писец Ю. К. Сабуров в Новгородской писцовой книге упоминал "…погост Тихвинский, а в нём церковь деревянная…



Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста — предшественника города Тихвина. К началу XVI столетия это был уже широко известный торговый и ремесленный центр.



В 1507—1515 годах на средства московского великого князя Василия III новгородский строитель Дмитрий Сырков на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвёл монументальный каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.



В 1560 году по приказу царя Ивана IV на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь. Руководство работами поручили новгородскому строителю Фёдору Сыркову, сыну Дмитрия Сыркова. Срокам строительства придавалось особое значение, поэтому царь разрешил на всех видах работ использовать крестьян из двадцати волостей.



За один весенне-летний сезон 1560 года одновременно с Большим Успенским монастырём были возведены Малый Введенский женский монастырь, а также два посада, торгово-промышленные поселения с разнообразными жилыми, хозяйственными и культовыми постройками. Успенский монастырь первоначально окружала бревенчетая островерхая ограда. Позже к середине XVII века, она была заменена стенами, состоящими из двух параллельных деревянных срубов, заполненных внутри землёй и камнями. По верху стен шёл крытый ход с бойницами. Над стенами возвышались девять мощных башен. Так на месте древнего тихвинского поселения был создан важный укреплённый пункт, сыгравший большую роль в обороне северо-западных границ Руси.



В начале XVII века Русское государство переживало глубокий внутренний кризис. Во время шведско-польской интервенции шведы оккупировали и подвергли опустошению новгородские земли. В 1613 году Тихвинский посад был захвачен, разграблен и сожжён. Посадские люди, укрывшись за крепостными монастырскими стенами, выдержали длительную осаду и многочисленные атаки врагов, а затем разгромили шведское войско. Борьба тихвинцев закончилась изгнанием шведов из родного края и положили начало освобождению новгородской земли, оккупированной шведскими и польскими отрядами.



В XVII—XVIII веках Тихвинский посад достиг экономического расцвета. На высоком уровне было здесь ремесленное производство. Особенным спросом пользовались изделия тихвинских кузнецов. Их закупали не только в городах России, но и за границей. Тихвин стал одним из пунктов, через который осуществлялась внешняя торговля России, а Тихвинская ярмарка — одной из крупнейших в стране. Расцвет торговли и ремесла в XVII веке способствовал росту посада, который распространился на довольно значительные территории.



С 1560 года Тихвинский посад находится в вассальной зависимости от Большого Успенского и Малого Введенского монастырей. Только на территории монастырей-могущественных феодалов велось каменное строительство. В Успенком монастыре ещё в XVI веке кроме собора были возведены каменные Трапезная с церковью Рождества Богородицы (1581 год). Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Фёдора Стратилата (1591—1593 годы), а также пятишатровая звонница (1600 год).



Особенно интенсивно каменно строительство в Тихвинском Успенском монастыре развернулось во второй половине XVII века, когда все деревянные постройки были заменены каменными. В результате этих работ на территории монастыря, был создан высокохудожественный ансамбль, интересный историко-архитектурный памятник XVI—XVII веков. В значительной своей части он сохранился до наших дней. В XVIII—XIX веках монастырские здания подверглись некоторым перестройкам, исказившим их первоначальный облик.



В 1723 году после длительной борьбы жители Тихвинского посада освободились от монастырского управления. Тихвинцы получили свой административный орган — магистр, который подчинился Новгородской губернской канцелярии. Окончательно посад отделился от монастырей лишь в 1764 году после указа о передаче государству монастырских земель. В 1773 году Тихвин получил статус города.


 
 
 
Хостинг от uCoz