Вологда

Название «Вологда» может быть расшифровано как «река с чистой, ясной водой».

Вологда — основана в 1147 году. Расположена на реке Вологде. Входит в число городов, обладающих особо ценным историческим наследием: на территории города выявлено 224 памятника истории, архитектуры, культуры.

Колокольня Софийского собора (XVII в.) - древнейший церковный памятник Вологды, Софийский собор до сих пор играет важную роль в общем ансамбле города. Между Софийским и Воскресенским соборами возвышается колокольня, соприкасающаяся с восточной стеной Архиерейского двора. Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20- х годах XVII века. В писцовой книге 1627 года она описывается деревянной, восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым "чешуей". В колокольне было "двои полати", три лестницы, часы; колоколов одиннадцать: 2 больших, 9 средних и малых. В 1636 году эта колокольня сгорела. Новую деревянную колокольню срубили в 1642 году.

В 1654-1659 годах ее заменили каменной, столпообразной, также восьмиугольной колокольней, с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой, причем материалом для строительства употреблялся запас камня, сделанный Иваном Грозным для постройки в Вологде каменной крепости. Это сооружение являлось прекрасным образцом звонницы русского стиля. В 1659 году починили и перенесли на новую колокольню боевые часы. При преосвященном Иосифе Золотом каменная Софийская колокольня была отремонтирована и побелена. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов. Эта колокольня просуществовала до XIX века.

В 1860-х годах вологодский архиепископ Палладий пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии, и древняя, просуществовавшая более двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и звон были сняты, а уцелевший нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой, колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 - 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.
Псевдоготические формы современной Софийской колокольни эклектически соединены с древнерусской луковичной главой, которую в конце XIX - начале XX века позолотили. В общем облике звонницы отчетливо ощущается подражание зодчеству древней Руси. Безусловно удачен общий силуэт, хорошо выражающий своепредназначение - служить колокольней главного в епархии соборного храма. Аналогию древней каменной звонницы и почти ее современницу можно видеть и в настоящее время - это колокольня Владимирской церкви.

На Софийской колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких - XVII, XVIII и XIX веков. Наиболее интересны колокола XVII века с характерными для того времени названиями: "Часовой" (1627 г.), "Великопостный" (1643 г.), "Водовоз" (1643 г. ), "Малая Лебедь" (1656 г.), "Большой" весом 400 пудов (отлит в Любеке, 1687 г.), "Большая Лебедь" (1682 г.), "Архангельский" (1689 г.) и другие. Софийская колокольня в современном виде привлекает внимание посетителей кремля своей стройностью, высотой, а также золоченой маковицей. С колокольни открывается великолепный вид на город, развертывается обширная панорама городских районов, а вдали, за городом, виднеются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.

Древнейший церковный памятник Вологды, Софийский собор играет важную роль в общем ансамбле города. Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов, имея общий источник происхождения -Успенский собор в Москве. Тем не менее вологодский собор отличается от всех аналогичного типа храмов, в том числе и от прототипа, особой лаконичностью архитектуры, придающей собору специфически северную строгость. Каменное строительство в Вологде, в том числе возведение ее центральной достопримечательности - Софийского собора, напрямую связано с именем Ивана Грозного. В 1568 году, во время своего третьего приезда в Вологду, царь Иван IV Грозный повелел начать строительство соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы внутри города у Архиерейского дома. Летописи свидетельствуют, что царь придавал большое значение идее постройки собора. Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем "каменным припасом", который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий. Строители должны были особенно заботиться о прочности и крепости постройки. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного и она отличалась особой тщательностью; то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя "лубьем и другими орудиями".

По воле Ивана Грозного, Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства. В 1571 году в Вологде, как и во многих русских областях, начало распространяться сильное моровое поветрие; в том же году на Москву напал крымский хан. Вероятно, эти события побудили Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя всё начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства. Столь спешный отъезд Грозного и последующее запустение строительства местная легенда связывает с одним происшествием, будто бы случившемся с царем в Софийском соборе. Когда собор был почти закончен, Грозный, согласно преданию, стал осматривать его внутри, и в это время что-то оторвалось от свода и упало на голову государю. Разгневанный, царь приказал ломать храм, но позже, уступая усиленным просьбам окружающих, отменил приказ и уехал из города.

Собор оставался неоконченным в течение 17 лет, и лишь при царе Федоре Иоанновиче приступили к его окончательной достройке и устроению, причем отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее. В 1587 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящен придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вскоре был освящен и главный престол Софийского собора. В сентябре 1612 года, во время польско-литовского нападения на Вологду, Софийский собор наряду с другими церквями города пострадал от грабежа и пожаров, вследствие этого оказалось необходимым возобновление и повторное освящение в нем обоих престолов (1613 г.). Восстановление собора после разрушения требовало значительных средств, и для этих целей были проведены денежные сборы с епархиальных церквей. В 1627 году Софийский собор представлял собой каменный трехпрестольный храм о пяти главах.

В 1685 - 1687 гг. создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова.

В течение всего времени своего существования Софийский собор неоднократно обновлялся и украшался; свой окончательный вид он принял только в XX столетии.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) - прозаик, литературный и художественный критик, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почетный член Вольного общества любителей российской словесности». Константин Николаевич Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 года. Стихотворения «Совет друзьям», «Веселый час», «Ответ Гнедичу», «Элизий», «Мои Пенаты» создали Батюшкову репутацию «российского Парни», «сына неги и веселья» (А.С. Пушкин), «певца любви и забавы» (П.А. Вяземский). Поэтический мир Батюшкова 1803—1812 годов строился по контрасту с действительным. Это было бегство в мечту о красоте и полноте бытия, о сильной, яркой, цельной личности, о гармонии в отношениях человека и мира. К. Н. Батюшков был участником похода в Пруссию (1807), шведской кампании (1808—1809), заграничного похода русской армии (1813-1814). Он кавалер орденов Святой Анны III и II степеней за «отличную храбрость» в сражении при Гейльсберге (1807) и под Лейпцигом (1813).

В начале правления Петра I - Вологда становится крупной военной базой страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей и военных кораблей. В городе строились суда для доставки припасов в Архангельск. В свою очередь территория нынешней центральной части Вологды с конца XVIII века застраивается по плану губернского города, утверждённому в 1781 году и получает тот исторический облик, который характерен для неё и сегодня.

Вологда входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Он — один из наиболее сохранившихся крупных городов России, существующий исторический облик которого сформировало гармоничное сочетание памятников каменного и деревянного зодчества.

 
 
Хостинг от uCoz